?

Log in

No account? Create an account

Фашист
gooodvins gooodvins
Previous Entry Share Flag Next Entry
Религиозно-образовательная Россия
Сейчас мало кто об этом вспоминает, но лет 8-10 назад весьма популярной темой для обсуждений было предложение ввести предмет "Основы православной культуры" ( для обязательного изучения в школьную программу. Естественно, наибольшие страдания эта перспектива вызывала у поклонников идей тотального либерализма и адептов марксизма-ленинизма.
Сколько было самых противоестественных идей и возгласов ("попы тянут руки к нашим детям", "РПЦ хочет вернуть Закон Божий в школы", "это разжигание межнациональной розни", "это покушение на светскость государства" и т.д), уже и не упомнишь.
В качестве компромисса "атеистическое лобби" предлагало разные варианты (например, общий курс истории мировых религий), но в итоге, после длительных боданий и экспериментов в заинтересованных регионах, на свет появился предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), включающий в себя 6 модулей, из которых родители выбирают для своего чада один.
В эти 6 модулей вошли 4 "религиозных" модуля («Основы православной культуры» (ОПК), «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры») и 2 "светских" («Основы мировых религиозных культур» (ОМРК), «Основы светской этики»(ОСЭ)).
Что там рассказывают на "светской этике" я даже представить затрудняюсь (википедия сообщает о "Нравственных традициях предпринимательства", "дворянском кодексе чести" & "джентльмен и леди").
В итоге предмет ОРКСЭ уже 4й год подряд изучают ученики 4х классов, и его обсуждения практически полностью пропали. Преподают предмет преимущественно учителя начальных классов (90%), с некоторым привлечением учителей-гуманитариев. Обошлось без трудовиков-физруков-обжшников, что уже радует.

Вспомнилась мне эта история в связи с обсуждением отсутствия в отечественной переписи населения вопроса об отношении к религии и попытками выяснить состояние дел другими путями. Тогда мне и пришла в голову идея заглянуть в данные МинОбразования по "светско-религиозному" предмету за 2014-15 учебный год.

Зная отечественные реалии "добровольно-принудительного" выбора, эти данные отражают не столько и не только мнение населения, но скорее некий микс "настроений на местах" и политики конкретного региона/федерального округа по вопросу.

Ну и теперь немножко визуальной информации с комментариями

Карта первых мест по 85 регионам РФ

"Основы светской этики" наиболее часто выбирали в 48 регионах (в 41м у ОСЭ абсолютное большинство)
"Основы православной культуры" в 29 регионах (в 21м у ОПК абсолютное большинство)
"Основы мировых религиозных культур" в 4 регионах (в 2х у ОМРК абсолютное большинство)
"Основы исламской культуры" в 2 регионах (Чечня-Ингушетия, под 100%)
"Основы буддийской культуры" в 2х регионах (ни одного с абсолютным большинством)
Самая маленькая разница между модулями - "светская этика" в Марий Эл опередили ОПК на 1 четвероклассника. Лёня Маркелов недоработал явно.


Самые очевидные моменты принудиловки:
1) в Татарстане и Кабардино-Балкарии выбор у родителей стоит только между 2 светскими модулями,"ОМРК" и "ОСЭ", религиозные вообще не преподаются. РПЦ не раз выносила этот вопрос в публичное поле, но безрезультатно.
2) в Чечне и Ингушетии идет явный упор на религиозные модули. Либо "основы ислама", либо если ты заблудившийся русский - ОПК. У меня на руках были еще и данные предварительного выбора за тот же учебный год. В них, для сравнения, 30 родителей в Ингушетии выбирали "светские" предметы. К началу учебного года их убедили передумать и шагать в ногу.
3) в республиках Северного Кавказа (за исключением выше упомянутой парочки) идет явный упор на "светские" дисциплины и "многонациональный консенсус". Отсюда и странная непопулярность ислама (в поражение последнего в Дагестане уж совсем не верится), и удивительные победы "Основ мировых религиозных культур". По итогам работы с этим массивом цифр у меня выработалось крепкое ощущение, что если в регионе победил ОМРК, значит тут что-то явно не так.
4) в республике Крым ОМРК как вариант не предлагались. Только ОПК, ислам и ОСЭ. При этом в Севастополе таких проблем нет, даже буддист нашелся. Впрочем на общую картину этот момент влияет слабо - Крым (как и другие регионы, перенасыщенные переселенцами) к религии почти равнодушен(это же фиксировали и украинские опросы).

Также интересным мне показалось сделать выборку "светские модули vs религиозные".

Здесь явно видны наиболее равнодушные к религии регионы - Урал, Севера, большинство республик, Сибирь. То бишь регионы, куда заезд основной массы народонаселения состоялся уже в советские времена + регионы со смешанным населением. В целом, данная карта вполне подтверждает информацию из соцопросов о том, что Урал-Сибирь заметно уступают в религиозности Центральной и Южной России. Интересно было бы продолжить карту отношения к религии на Украину с Белоруссией, но увы. Первая подобный предмет очевидно не осилила бы и в более спокойные времена, по второй у меня нет данных (хотя какие-то эксперименты с ОПК там точно проводились).

Есть и отдельные исключения среди "переселенческих" регионов. Наиболее неожиданным для меня был результат Калининграда (где одно сплошное "понаехалово"). Мне нравится версия acer120, что это плод усилий Патриарха Кирилла (который был в Калининграде митрополитом).
Ситуация на Ямале объясняется, на мой взгляд, тем, что туда значительная масса приехала на заработки уже после крушения СССР. Присутствуют как православные, так и мусульмане в заметных объемах.

Теперь кратенько по всем 6 модулям.
Основы православной культуры

Самая интересная карта, на мой взгляд. Очень много плавных переходов между регионами, причем в соответствии с историческими реалиями, а не Федеральными округами.
Видны два явных православных ареала - Центральная Россия (с языками в сторону Северо-Запада и Поволжья) и Южная Россия (успешная колонизация 18-19 веков: Дон, Кубань, Ставрополье).
Разочаровали Орловская область (последний остров "красного пояса" с губернатором-коммунистом) и Псковщина. Столпы ОПК в России - православный "полумесяц" Рязань-Тамбов-Воронеж-Белгород и Краснодарский край (в них изучение предмета началось в качестве регионального задолго до федеральных экспериментов).
Из неожиданных дополнений - Ямал, Приморье, Биробиджан и минимальная победа в Забайкалье.
Если вынести за скобки Татарстан и КБР, единственный регион без ОПК в 14/15 учебном году - Ингушетия.

Основы исламской культуры

В условиях поволжского пофигизма, 3/4 аудитории "ОИК" проживают в СКФО. В Чечне и Ингушетии, как уже отмечалось выше, под 100%. Немного исламу не хватило до победы в Дагестане, заметна доля в КЧР.
Помимо СКФО, ОИК присутствуют почти повсеместно (в 63 из 78 регионов), но в весьма скромных количествах. Общий вес модуля составляет менее 4% по стране.

Основы буддийской культуры

Буддизм ожидаемо оказался региональным явлением. Самым неожиданным стало то, что Бурятия по количеству учеников, изучающих "Основы буддийской культуры", пропустила вперед не только Тыву с Калмыкией, но еще и Забайкальский край. При этом наличие аналогичного "бурятского кармана" внутри Иркутской области себя никак не проявило. Забайкальский край вообще один из наиболее разносторонних регионов в пространстве ОРКСЭ: 35,2% - ОПК, 34,2% - ОМРК, 24,7% - ОСЭ, 819 буддистов и 10 мусульман.

За пределами "буддийской четвёрки" число изучающих ОБК находится на грани стат.погрешности (Москва - 45 учащихся, Санкт-Петербург - 30, Челябинская область - 27, Свердловская - 13, остальные - 6 человек и меньше).
Суммарно изучающие ОБК отмечены в 25 регионах из 85.


Основы иудейской культуры

Я ожидал, что основы иудаизма будут непопулярны в России, но реальность превзошла все ожидания. В России данный модуль в 14/15 году изучало всего лишь 311 учащихся в 25 регионах.
Первое место у Москвы (108 учащихся), второе - у Екатеринбурга (54, шутка про голосующих за Ройзмана), третье поделили Петербург и Самара (по 29 учащихся). Также из интересного можно отметить Магадан с 18 иудеями. И все это пиршество на фоне учебника с тиражом в 12 тысяч (!)
На мой взгляд, данная статистика свидетельствует, что внесение иудаизма в пресловутую четверку традиционных религий России (с соответствующим уровнем поддержки от государства) - абсурд, далекий от реальности.

Светские блоки мне были менее интересны, но и по ним я сделал картинки.
Основы мировых религиозных культур (ОМРК)

Третий по популярности в стране и при этом наиболее нейтральный предмет достаточно равномерно размазан по регионам, "нули" - только в Крыму, Чечне и Ингушетии, "пики" - в "принудительных" Татарстане и регионах Северного Кавказа.

Основы светской этики (ОСЭ)

Самый популярный предмет, доминирует на "северах" и в значительной части республик. Представлен везде, кроме Чечни и Ингушетии.


Также интересным мне показалось отношение численности учеников, изучающих ОСЭ и ОМРК. В среднем по стране это отношение равняется ~2,5, но в разных регионах есть и аномалии в обе стороны. Всего лишь в 10 регионах ОМРК опережает ОСЭ. Объяснения подобным скачкам я не искал, возможно, они тоже намекают на принудиловку в той или иной форме.

Все данные взяты с официального сайта ОРКСЭ. За шаблон спасибо sevabashirov, за идею изысканий в данном направлении - acer120 и zemfort1983. Если кому-то нужны данные в экселе для самостоятельных экспериментов - обращайтесь.

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
Какой удельный вес у ОПК в целом?

У ОПК чуть меньше 33%. По сравнению с учебным годом 13/14 - рост на 1,5%.

ОСЭ - 44,6%, ОМРК - 18,4%, Ислам - 3,6%.

(no subject) - zemfort1983, 2015-09-08 04:56 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - gooodvins, 2015-09-08 05:12 pm (UTC)(Expand)
Вообще, конечно, Дагестан странен. Из 2,5 миллионов населения едва ли 100 тысяч христиан (русских), все остальные мусульмане, а ОИК не выбрал.

По Дагестану раскладка такая:
13888 - ОМРК, 13715 - ОИК, 8518 - ОСЭ, 19 - ОПК.
У меня, к сожалению, нет данных по районам, но сильно подозреваю, что в городах выбор только между ОМРК и ОСЭ. Как в КБР и Татарстане.
В СКФО вообще явная принудиловка наблюдается. У Чечни-Ингушетии - в сторону ОИК, у Дагестана-КБР-КЧР - в сторону ОМРК.

Я уже на первый день ковыряния с данными пришел к выводу, что где фиолетовый победил - манипуляции. Короче фирменный Кавказ-стиль))

Очень круто))

Карта ОПК имеет сходство с картой православных атласа религий "Среды". Там регион лидер - Тамбовщина.

Ат какая была бы пропорция по стране, на ваш взгляд, без принудиловки в ту или иную сторону?

У ислама процент был бы раза в 2 выше точно. Все эти регионы с загнанными в ОМРК школьниками содержат солидную прибавку для ОИК. И для ОПК в меньшей степени.
Но это только по наиболее очевидным моментам.
В целом, какая-то принудиловка в ту или иную как минимум в виде "рекомендаций-пожеланий", в зависимости от региона, 100% будет в нашей стране. Вот в Белгороде, кмк, наоборот в ОПК народец подгоняют.

Да, карта похожа в общем и целом. И некоторые детали похожи - Ямал, например. Но ряд моментов наоборот контрастирует: Пермь у "среды" слишком темная (на ОПКшной карте она вообще никакущая), Псков на уровне Новгорода и ЛО, Ульяновск...

Ну и что бросается в глаза - РПЦ на Урале явно что-то надо делать. Даже Сибирь на фоне Урала ничего так выглядит.
P.S. пока ковырялся, с удивлением узнал, что у нас Далай-лама уже 10 лет как невъездной.

(no subject) - uralets_chel, 2018-07-06 08:55 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - gooodvins, 2015-09-08 07:27 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - acer120, 2015-09-08 07:40 pm (UTC)(Expand)
Любопытно. Мне почему-то казалось, что в вопросах веры родители должны были предпочесть опираться на профессионалов, а не на школьных учителей. И тогда не должно было быть корреляций между процентом верующих в регионе и удельным весом соответствующего учебного курса.

Хорошая работа, лайк за использование шаблона, дислайк за зеленые и голубые цвета, между которыми трудноуловима разница. Карта по исламу вообще нечитаема.

Спасибо. Да, оттенки зеленого цвета фейл. Будет время - мб переделаю карту ОИК.

Привет!
Поздравляю!

Спасибо

C днем Рождения! Всего наилучшего!

Спасибо

А как реализуется ситуация, когда единственный в школе ученик выбирает иудаизм? Ради него одного есть учитель?

Обязаны преподавать. На практике, думаю, в основном, на таких "единичников" давят и перекидывают на ОМРК. Но кто-то остается, ес-но

По теме выгуглилось, из серии вопрос-ответ:
"Если в классе 28 человек, а 25 человек выбрали изучение модуля «Основы светской этики», а 3 человека изучение модуля «Основы православной культуры», как делить класс и вести эти два модуля одному учителю?
Администрации образовательного учреждения необходимо обеспечивать изучение любого выбранного модуля (даже для одного ребенка в школе). При изучении курса ОРКСЭ класс может делиться на подгруппы в зависимости от выбранного родителями модуля. Могут составляться учебные группы по модулю из учащихся нескольких классов. При этом вести разные модули могут разные учителя. В случае, если учитель ведёт не один, то расписание уроков должно быть составлено так , чтобы уроки в каждой группе, проводились в соответствии с установленными требованиями."

P.s. что думает по теме ГПЦ?)

(no subject) - temur25, 2015-09-18 01:09 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - gooodvins, 2015-09-18 02:20 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - temur25, 2015-09-18 02:33 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - gooodvins, 2015-09-18 02:53 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - temur25, 2015-09-18 03:12 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - gooodvins, 2015-09-18 03:32 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - netbug_kir, 2016-03-16 05:25 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - temur25, 2016-03-16 05:50 pm (UTC)(Expand)
Не, ну выбирать ОИК просто опасно, люди боятся репрессий на фоне сумасшедшей антимусульманской истерии.


Edited at 2015-09-20 03:23 pm (UTC)

Если увязывать долю светских "модулей" с долей недавних переселенцев, то выбиваются Архангельская, Вологодская и Кировская области: насколько я понимаю, доля пришлого населения там как раз небольшая, а преобладание светских "модулей" весьма заметное

Все "Севера", втч и Архангельская область - толпы "понаехавших" в советские времена. Там же военные объекты, верфи всякие.
Вологодская область - стройка Северстали, наверно. Да и там ОПК 1/3 занимает, больше чем в Псковской области, для сравнения.
Насчет Кировской области не знаю. Может быть, сказывается политика властей субъекта, как в Орловской.

(no subject) - barouh, 2015-09-25 12:53 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - gooodvins, 2015-09-25 01:07 pm (UTC)(Expand)
Удивил разве что повышенный процент за ОПК в Приморье. Впрочем, там ещё есть фактор украинской колонизации.

Титанический труд однако вы проделали.

Это еще не слишком трудозатратный пост, у меня бывали гораздо более тяжкие

(Deleted comment)
Предоставление выбора - ужасное насилие.

То ли дело - добродушный государственный атеизм советского времени, просто праздеГ

(Deleted comment)
(no subject) - gooodvins, 2016-03-16 08:14 pm (UTC)(Expand)
Человек, взрослея, должен всецело понимать и представлять контекст того общества, которое его окружает. А религиозный элемент - это часть этого контекста. Причём не только собственно элементы культа. В так называемую "светскую этику" вошло множество компонентов этики религиозной. Необразованность с одной стороны порождает непонимание, даже страх, просто непонимание каких-то вещей -в культуре, в литературе. С другой стороны, а это уже чудовищно - даёт хорошее поле для работы разного рода сект. При том, что конечно "нет принуждения в вере".

Огромная проблема, что нет преподавателей. Учителя сами что-то там рассказывают, накачав инфы в сети. Это очень плохо, ибо - "это интернет, детка", тут могут не только на х.. послать, но и много бреда выложить. Кроме того, часто учителя сами не хотят приглашать в школу специалистов, ибо "рубятся" за часы, то есть прибавочку к зарплате.


Да, и насчёт пролетевшего в топе заголовка "Ты живёшь для Бога".

Смыслом жизни верующего является спасение души - в том или ином, в зависимости от религии, понимании этого явления. Называть это "жизнью для Бога"... Ну может и можно так сказать.

Я почитал, что они выжали из этой несчастной заметки - мрак.
Подзаголовок "Принуждение к православию". При этом в моем тексте упомянуто принуждение к чему угодно (Основы исламской культуры в Чечне-Ингушетии, к ОМРК и ОСЭ), кроме ОПК.
Чудесный передерг, спасибо "Журналу ЖЖ"

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>